Гранд сервис
Московская область, Коломенский район, деревня Санино, д.71

+7 (495) 518-19-13

Корзина Корзина пуста

Акция! СКИДКА ДО 10% на все виды работ

Мы относимся с особым вниманием к каждому проекту и предлагаем

по-настоящему творческие решения. Ведь качество намного важнее количества.

Успейте оставить заявку и получите скидку на все виды работ по облагораживанию территории

Галкин Виталий Викторович
Руководитель компании

  • Главная
  • Статьи
  • Французский сад как символ господства человека над природой

Французский сад как символ господства человека над природой

Французский сад как символ господства человека над природой

Человек всегда хотел господствовать над природой. Одни попытки были неудачными, а в результате других появились поистине шедевры ландшафтной архитектуры. Таким положительным примером является стиль французского или классического сада, зародившийся еще в XVII веке и до сих пор поражающий нас своей грандиозностью и размахом.

Французский сад – это сад с эстетическим и символическим замыслом. Он ставит во главу угла стремление придать природе симметрию, он выражает желание возвысить в растительном мире триумф порядка над беспорядком, культуры над дикой природой, продуманных вещей над спонтанными.

Законы построения

Французские сады – наследники итальянских – начали создаваться с середины XVI века Филибером Делормом, который после возвращения из Рима создает сады замка Ане. Из своего путешествия он привозит чувство пропорций, которое отсутствовало до этого во французском саде. До сей поры типичный французский сад представлял собой огороженный средневековый сад. Гармония цветников, водной глади и окружающих зеленых насаждений – первая и основная характеристика, которая отражает дух классического сада. Сам сад планируется в точном соответствии с законами геометрии и оптики; смотровая площадка возвышается над садом, позволяя увидеть его внутреннюю организацию; ось симметрии проходит через дворец. На данной оси симметрично расположены аллеи, геометрические фигуры цветников и водных объектов, выровненные по прямой линии деревья, образующие аллею. Свободные места заполнены самшитами разной формы, цветниками и боскетами-рощами. Аллеям придают ритм статуи и принявшие формы разных фигур деревья. Чем больше удаляешься от дворца и сердца сада, тем больше дикая природа вступает в свои владения, принимая вид обычных лесов и полей.

Архитектура правильных форм доминирует в классическом саде с XVII века. Кульминацией же развития французского сада принято считать создание в XVII веке Версальских садов для Луи XIV, которым вскоре стали подражать все дворы Европы. Французский сад – это продолжение жилища. Он представляет собой последовательность комнат, по которым проходит посетитель, попадая сначала в воображаемые вестибюль, а затем и парадные залы. Архитектурная терминология полностью применима к классическому саду. Принято говорить о приемных залах и спальных комнатах. Посетитель идет между стенами грабовой аллеи или вдоль водяных лестниц. Почва покрыта зелеными коврами, а подстриженные деревья представляют собой занавес вдоль аллей. Инженеры-гидравлики используют все возможности, чтобы как можно пышнее украсить сад. Вода из фонтанов напоминает кристаллы люстр, а водная гладь водоемов играет роль зеркал. В роще – стриженом боскете — квартала «Марэ» в Версале пейзажист Луи XIV Андре Ленотр размещает столы из белого и красного мрамора, чтобы подавать закуски, а струящаяся вода напоминает кувшины, стаканы и вазы.
В это же время возникает стиль английского сада и он становится полной противоположностью французскому, так как является садом художников.

Исправление перспективы


Французские сады не ограничиваются строгим применением геометрических форм и законов перспективы, но так же исправлению эффектов перспективы. С момента публикаций первых трактатов по дизайну сада в начале XVII века целые главы посвящены исправлению перспективы. В противоположность оптической перспективе, в основном теоретической, исправленная перспектива предвосхищает деформации, связанные с эффектом ускользания деталей. Из этих наблюдений рождаются оригинальные решения: прогрессивное расширение аллей, укорачивание деревьев по отношению к воображаемой оси, увеличение других элементов сада, по мере их удаления от дворца, что позволяет визуально их приблизить. Этот прием можно увидеть на примере сада замка Во ле Виконт. Свобода, взятая за основу проектировщиками французских садов, вкупе с правилами идеальной перспективы позволяет им избегать строгости геометрии.

В XVII веке классический стиль становится очень популярным, но возрастает спрос на построение все более и более амбициозных и шикарных садов и дизайнеры приходят к изменению норм классического сада. В Шантии, как и в Сен-Жермен сад больше не представляет собой продолжение замка, а уже замок становится одним из элементов сада, частью которого он является.

Современные подходы к французскому саду


Французский сад вызывает у нас ассоциации с классицизмом, но законы его построения продолжают развиваться с течением времени. До недавнего времени английский и французский стили противопоставлялись друг другу. Сейчас же не редки случаи, когда они идут рука об руку. Так, в парке Борели в Марселе на оси замка располагается классический сад XIX века, а этот, в свою очередь, расположен в более большом саде английского стиля. Ну а недавно в 2007 году в замке Вилландри открыл свои ворота для посетителей Сад Солнца. Он был восстановлен по древним текстам XIV века. Сад Солнца располагается на самой высокой террасе и содержит разнообразные растительные изыски, которые привлекают бабочек и насекомых-опылителей. Тот же самый дух сада, но только в монохроматическом исполнении, можно найти во французском саду замка Галон в Провансе. Павильон Галон – это охотничий павильон XVIII века, оливковые рощи, виноградники, вишневые и фруктовые сады которого были восстановлены в 2004 году и интерпретируют классические французские парки. В 2010 году Министерством культуры Франции ему было присуждено звание «Замечательный сад», что показывает жизненность этой формы сада в современном ландшафтном дизайне.