Гранд сервис
Московская область, Коломенский район, деревня Санино, д.71

+7 (495) 518-19-13

Корзина Корзина пуста

Акция! СКИДКА ДО 10% на все виды работ

Мы относимся с особым вниманием к каждому проекту и предлагаем

по-настоящему творческие решения. Ведь качество намного важнее количества.

Успейте оставить заявку и получите скидку на все виды работ по облагораживанию территории

Галкин Виталий Викторович
Руководитель компании

Версальские сады: памятник ландшафтного дизайна

Версальские сады: памятник ландшафтного дизайна

Версальские сады, созданные еще в XVII веке Андре Ленотром, в настоящее время рассматриваются как классический пример построения садов в регулярном стиле, а тогда служили образцом роскоши и богатства королевского двора для всей Европы.

Версаль – это величественное произведение искусства и результат проделанных колоссальных работ. Из центрального окна Зеркальной галереи взору посетителя открывается большая перспектива, которая ведет взгляд от Водного партера до линии горизонта. Эта оригинальная перспектива очень понравилась садовнику Людовика XIV Андре Ленотру и он был рад заняться ее обустройством, расширив королевскую Аллею и создав Большой канал.

В 1661 году Людовик XIV поручил Андре Ленотру создать и украсить сады Версаля, которые, по его мнению, настолько же значимы, как и дворец. Работы по созданию садов начались в одно время со строительством замка и длились порядка сорока лет. Андре Ленотр не работал в одиночку: Жан-Батист Кольбер, суперинтердант резиденций короля с 1664 по 1683 годы руководил стройкой; Шарль Лебрен, который был назначен первым королевским художником в январе 1664 г., предоставил чертежи большого количества статуй и фонтанов; а позже архитектор Жюль Ардуэн-Мансар построил Оранжерею. Все это время король неустанно следил и вникал в детали и подробности работ строительства замка и садов.

Создание сада такого масштаба требовало титанических усилий. Потребовалось огромное количество повозок с землей на создание цветников, Оранжереи, бассейнов, канала там, где до этого были леса, луга и болота. Земля привозилась на тачках, а деревья – на повозках со всех провинций Франции тысячами человек, можно сказать, целые полки принимали участие в этом строительстве.

Еще более чем растительная архитектура и боскеты, вода во всех своих формах является главным украшением классического сада. Вода может быть представлена в форме водопадов, каскадов, фонтанов, спокойная вода широких гладей, отражающая свет и солнце. Для питьевых нужд и для обеспечения работы фонтанов, которых насчитывается на территории Версаля 1400, необходимо было огромное количество воды. Для ее сбора была разработана целая система прудов и каналов. Дождевая вода собиралась в пруд и посредством каналов поступала в резервуар, находящийся выше уровня фонтана и уже под действием силы тяжести попадала в фонтан. Но для обеспечения такого множества фонтанов воды все же не хватало и они включались только в то время и в том месте, где гулял Король. Со временем вокруг Версаля было создано большое количество прудов-хранилищ с водой, и каждый новый водоем должен был быть выше предыдущего. Все же до конца проблему дефицита водоснабжения не удалось решить, и она остро ощущалась в засушливые периоды. Было принято решение брать воду из Сены при помощи построенной машины Марли, водозаборные колеса которой приводились в движение посредством течения реки. Вода поднималась на 163 метра над уровнем Сены при помощи насосов, а затем под действием сил гравитации текла в Версаль.

По основной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны,
Выполненный по мотивам «Метаморфоз» Овидия, и Дракона, который представляет собой один из эпизодов легенды про Аполлона. Между этими фонтанами находится полоса в 300 метров идеального зеленого ковра из газона. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал, открывающий далекую перспективу.

Большой канал — это самое оригинальное создание Андре Ленотра, который переделал перспективу восток-запад в длинную блестящую стрелу. Работы по строительству длились 11 лет: с 1668 по 1679 год. В итоге длина канала составила 1670 метров и он стал местом проведения множества водных праздников. Для этого Людовик XIV специально заказал шлюпки и лодки, а в 1674 году Венеция прислала в качестве подарка две гондолы и четырех гондольеров, которые разместились в одном из зданий во главе канала, с тех пор называемыми «Маленькая Венеция». По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке.

Для украшения оси север – юг было вырыто озеро, получившее впоследствии название озеро Швейцарцев. Водоем создали на болотистой местности, называемой местными жителями «Вонючим прудом», так как она была причиной многочисленных заболеваний. Озеро изначально имело восьмиугольную форму, но в 1678 было увеличено швейцарскими гвардейцами и в 1682 году было закруглено. Земля, полученная в результате этих работ, пошла на создание королевского огорода. Король мог попасть в огород, пройдя между аллеей с платанами, теперь уже двухвековыми, с одной стороны и прудом, огороженным забором, с другой стороны. Сады Версаля разделены на прямоугольники целой сетью прямых аллей, проведенных как на геометрическом плане. В XVII веке они были обрамлены стриженными живыми изгородями, создавая зеленые стены, а в этих стенах устроены ниши для размещения статуй.

Особого внимания заслуживают Большой и Малый Трианоны. Трианон – дворец Флоры, из всех комнат которого видны сады с цветущими растениями разнообразных сортов, отобранных по цвету и запахам.

Малый Трианон – это дворец, окруженный садами с Фермой, который был построен с учетом предпочтений Марии-Атуанетты. Она находила удовольствие от простой жизни, далекой от роскоши и пышности Версаля. Мария-Атуанетта была единственной королевой, которая принимала участие в построении этой Фермы, высмеивая старый двор и его традиции. Владение было подарено ей Людовиком XVI в 1774 году, где она находила укромный уголок, который позволял ей не соблюдать светский этикет и никто не мог прийти к ней без приглашения. Этот ансамбль — настоящая ферма, выполненная в нормандском стиле, с одиннадцатью домиками и управляемая фермером, продукты которой поставлялись на кухни замка. Ферма располагалась на краю деревни, в которой обитали различные домашние животные: маленькое стадо из восьми коров и одного быка, десять козочек и голубятня. Каждый домик имел свой маленький сад, окруженный оградой, в котором росли кочанная капуста, цветная капуста, артишоки. Лестницы, галереи и балконы домиков были украшены фаянсовыми бело-голубыми горшками с геранями, гиацинтами и левкоями, а по стенам карабкались вьющиеся растения. В маленьких садах росли яблони и вишни. Большое озеро было населено карпами и щуками. После революции 1789 года Императору Наполеону было посоветовано снести Ферму, так как страна находилась в разрухе, но, к счастью, многие домики были реставрированы Якобом Десмальтером в 1810 году для того, чтобы им могла пользоваться императрица Мария-Луиза. Таким образом, эти постройки XVIII века дошли до нас, не смотря на перипетии истории.

В 1759 году по приказу Людовика XV знаменитый ботаник Бернар де Жюсье создал в Трианоне ботанический сад и организует самые большие теплицы в Европе, сегодня именуемые Оранжереей Жюсье. При помощи садовников Клода и Антуана Ришар Жюсье занимался экспериментами по акклиматизации экзотических и редких растений таких как: герань, ананас, фиговое дерево, какао деревья, рис, табак…

В 1774 году с созданием английского сада Марии-Антуанетты ботанический сад прекратил свое существование. Сад Жюсье, насчитывавший некогда до 4000 редких цветов и растений, сегодня находится в ботаническом саду в Париже.

До наших дней сохранилась Оранжерея – творение Жюля Ардуена-Мансара, располагающаяся ниже уровня дворца и поражающая своей шириной, высотой и чистотой линий. Это одно из мест, где Ардуен-Мансар смог реализовать свой талант великого архитектора. Апельсиновые деревья из Португалии, Испании и Италии, лимонные и гранатовые деревья (некоторым из которых уже более 200 лет), лавровые деревья и пальмы зимой хранятся в крытых помещениях, а летом выносятся на партер.

Жюль Ардуен-Мансар построил ее между 1684 и 1686 годами на месте маленькой оранжереи, созданной архитектором Лево в 1663 году. Она состоит из центральной крытой галереи длиной 150 м и продолженной двумя боковыми галереями. Ансамбль освещается большими окнами. Партер Оранжереи простирается на 3 гектара. Во времена Людовика XIV он был украшен скульптурами, ныне находящимися в Лувре. Партер представляет собой четыре участка газона с круглым бассейном в центре. Летом здесь располагаются 1055 деревьев в ящиках, среди которых пальмы, лавровые и гранатовые деревья, апельсиновые деревья, зимующие внутри здания.

Версаль – великое и фантастическое творение талантливых людей не только в архитектурном плане, но и с точки зрения ландшафтного дизайна. Этот памятник, создававшийся в течение нескольких веков, переживший расцвет и упадок Франции и сохранившийся до наших дней, заслуживает того, что бы его увидеть.

 

Статьи по теме:

Теодоронский В.С., Боговая И.О. “Ландшафтная архитектура. Учебное пособие”

А. Сычева “Ландшафтная архитектура: учебное пособие для вузов”

Состоялся XIII международный фестиваль “Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома”

В Москве стартовала III Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству

“Архиконкурс 2012” продолжается

П. Хейден “Русские парки и сады”

В Астрахани создали былинных героев из песка

На “Архстоянии” будет представлен проект речного велополитена

Определилось точное количество участников конкурса на WAF Award

На следующей неделе пройдет фестиваль ландшафтной архитектуры под открытым небом