Гранд сервис
Московская область, Коломенский район, деревня Санино, д.71

+7 (495) 518-19-13

Корзина Корзина пуста

Акция! СКИДКА ДО 10% на все виды работ

Мы относимся с особым вниманием к каждому проекту и предлагаем

по-настоящему творческие решения. Ведь качество намного важнее количества.

Успейте оставить заявку и получите скидку на все виды работ по облагораживанию территории

Галкин Виталий Викторович
Руководитель компании

Китайское искусство создания садов

Китайское искусство создания садов

Искусство создания садов наряду с поэзией и каллиграфией священны для Китая. Сад – это, прежде всего, место для жизни, но в то же время магическое место, микрокосмос, в котором дизайнер пытается воссоздать картину идеальной природы. Таким образом, сад-это некий компромисс между эстетическим и символическим. Китайские сады проектируются в соответствии с определенным набором правил, без знания которых невозможно понять смысл, вложенный автором.

Искусству создания садов в Китае более 2000 лет, первые упоминания о которых восходят к временам правления Желтого Императора (II век до н.э.). Традиционный китайский сад символизирует рай на земле. По старинным легендам этот рай находится на вершине горы одного из затерянных в морях островов, там же можно найти эликсир молодости, который позволяет обрести бессмертие. Эти легенды объясняют доминирующую роль горы, острова и воды в символизме китайского сада.

Основное же развитие китайского сада приходится на период правления династии Хань. В это время сад стал объектом эстетического исследования. А при династиях Мин и Кин окончательно сформировались его отличительные черты. Именно тогда и сложилось понятие о традиционном китайском саде.

До III века н.э. сады могли иметь только императоры, но с развитием класса богатых торговцев и образованных чиновников, которые также хотели наслаждаться природой, не покидая города, сады получили наибольшее распространение. Стили садов множились, так как множилось их назначение. Некоторые из них очень большие и роскошные, они были открыты для общего посещения, чтобы демонстрировать могущество их владельцев. Другие, напротив, закрыты для посторонних и служили только для семейного отдыха. Сад подчеркивал социальный статус своего владельца, достигнутый на службе у императора, и отражал духовное развитие внутреннего мира человека.

Сад являлся убежищем от внешнего мира, местом медитаций, и создатель пытался воспроизвести в нем уголок природы в соответствии со своими представлениями об идеальном мире. В то же время развитие буддизма и таоизма позволило проникнуть саду в религиозный мир храмов, которые строились монахами в удалении от городов. Таким образом, китайские сады получили развитие в трех направлениях: императорском, религиозном и торговой буржуазии. Эти направления развивались и совершенствовались вплоть до ХVIII века. С ХVIII века с приходом миссионеров и колонизаторов в Китай проникла западная культура. Элементы классического регулярного сада, привнесенные французскими миссионерами можно увидеть в садах Юаньминъюань (сады совершенной ясности). Это один из самых ярких примеров. Западное влияние положило конец традиционному китайскому саду. Тем не менее, все же можно выделить характерные ему черты, в отличие от японского или корейского.

Создавая сад, китайцы пытались построить свой идеальный мир в миниатюре путем заимствований из других пейзажей и адаптации их к окружающей среде. Но это было не доскональное воссоздание, а попытка вызвать ощущения зрителя, которые он мог бы испытывать при виде оригинального пейзажа, с которого делали копию. В итоге получалось два пространства и граница между искусственным и реальным была стерта.

Маленькие размеры элементов сада придают ему особенную ценность. По мере увеличения разницы создаваемых предметов в саду от их натуральных размеров, предмет приобретает магический характер. Симметрия не является основным принципом, как в западном саду, художник при проектировании китайского сада пытается воссоздать природную гармонию в соответствии со своими представлениями об идеальном мире. Создатель должен показать способность использовать окружающую природу, нежели изменять ее.

Жилище человека и сад всегда сосуществуют рядом. Жилище представляет собой серию строений соединенных дорожками и расположенных в определенном порядке вдоль оси. Сады же напротив имеют свободное и асимметричное построение. В любом саду присутствует основные элементы для созерцания. Это могут быть домики, галереи, дорожки. Сад – это творение, живущее и изменяющееся во времени, поэтому он должен отражать смену времен года с помощью последовательности цветений растений, игры света и теней, создаваемой солнечным циклом, последовательности дня и ночи. Во время этих изменений сад приобретает новый смысл. Он дает такие же ускользающие и эфемерные впечатления, как в постоянно меняющемся мире.

Многое вносит в построение китайского сада учение Фен Шуй, которое восходит к III веку, а его идеологические корни еще более древние. Принцип Фен Шуй (в переводе буквально: ветер и вода) заключается в том, чтобы изучить конструктивные элементы места для строительства, ауру, которая определяла бы впоследствии благополучие владельца, и энергию, которая должна быть поймана и направлена в нужное русло. Согласно таоистской философии, этот невидимый поток энергии есть не что иное, как жизненная сила.

По своей сути Фен Шуй служит для того, чтобы развивать гармоничный образ жизни, который способствовал бы процветанию и счастью. Начиная с III века, укрепляется практика обращения к специалистам Фен Шуй, чтобы определить идеальное расположение для дома, могилы или сада. Один из основных принципов Фен Шуй – лучше меньше, но лучше – начинает проскальзывать и при создании садов, то есть в приоритете качественный подход, а не количественный, в результате чего китайский сад не рассматривается как коллекция растений и не является ей. Деревья посажены ассиметрично, они имеют целью создать интересные перспективы или выделить другие элементы сада, например камни или водную гладь. Согласно таоистскому концепту инь и янь, гармония рождается и живет в противоположностях. Например, в красоте и уродстве, свете и мраке. Именно равновесие между этими противоположностями и достигается в китайском саде. Скалы своими изуродованными формами представляют янь, в то время как вода бассейна или пруда – инь. Гора и вода являются неотъемлемыми элементами китайского сада. Согласно древним китайским легендам гора влияет на судьбу человека, а вода — на его финансовое благополучие.

Пейзажи с камнями представляют собой картину умного сада. Камни могут быть представлены в разных ипостасях: они могут быть собраны, чтобы создать впечатление горы, тогда они несут как символическую, так и структурную роль, образуя естественный фон перспективы. Скалы символизируют скелет земли и выбираются из-за уродливых форм, они вызывают у зрителя чувство неуверенности и шаткого равновесия. Изуродованы же камни жизненной энергией, и образовавшиеся в результате этого пустоты имеют центральное и символическое значение в культуре таоизма, так как напоминают очень значимые для китайцев глаза дракона. Камни, через которые проходит жизненная энергия, оживляют всю вселенную. Отсюда каждый сад нужно рассматривать как маленькую картинку мира. Чаще всего камни привозятся из озера Таи и устанавливаются для созерцания гуляющих по дорожкам посетителей.

Вода в своих проявлениях рек и ручьев представляет собой пульс земли и является основным элементом сада. Это одна из ценностей таоизма, символизирующая силу благодаря своей способности точить камень. Она способствует успокоению и медитации, а звук падающей воды усиливает эти ощущения. Бассейн с естественными очертаниями находится всегда в центре и соединяет различные элементы сада.

Место зрителя в китайских садах также строго определено. Они спроектированы таким образом, что принимают в расчет перемещение отдыхающего. Китайский сад – это спектакль, разыгрываемый пред глазами посетителя. Его никогда не удается охватить полностью в первое посещение, так как ансамбль разделен стенами, круглыми дверями, ажурными окнами. Сад представляет собой бесконечность больших пространств и укромных уголков. Компоненты, которые создают его, должны вызывать визуальные чувства, а постепенное открывание этих элементов подобно кадрам спектакля. Создатель посредством промежуточных элементов может играть на противоположностях, а с помощью последовательности сцен достигается единство сада. Символизм скользит во всех его формах.

Сад дополняется домом – местом жизни людей, таким образом, архитектура занимает важное место в его создании. Домики соединены между собой сетью галерей, которые помогают выбрать хорошие позиции для созерцания сада, а галереи и стены позволяют разделить сад на независимые пространства. В саду можно найти множество форм традиционной китайской архитектуры: домики с закругленными краями крыш, беседки, пагоды, галереи, холлы, арки, мостики и лодки.

Статуи животных, представленных в саду, так же имеют свое значение. Дракон символизирует Императора, птица феникс полностью ассоциируется с Китаем и символизирует Императрицу, черепаха — долголетие и выносливость, карпы — настойчивость, твердость, так как всегда борются с течением, летучая мышь – это символ успеха и финансового благополучия. Большая часть растений и их периоды цветения тоже имеют символическое значение. Сосна ассоциируется с мудростью, бамбук – с силой и этикой, пион – с богатством и властью, лотос – с чистотой, слива- с благородством. Хризантема символизирует конфуцианскую мудрость и ценится за цветение поздней осенью, в то время как большинство цветов уже завяло. Магнолия представляет собой красоту девушки, ива – это символ женственности, покорности и послушания, в то же время ветви ивы помогают отогнать демонов.

Традиционный китайский сад сложен в построении. Каждый его элемент символичен и отражает разные стороны богатой китайской культуры и глубокую духовную сущность восточного человека.

 

Статьи по теме:

Запрещенное садоводство

Садоводство для городского жителя

В Омске стартует 61 “Флора”

В Алтайском крае состоится конференция по вопросам возделывания садовых культур в Сибири

Р. Чечеткин «Энциклопедия садоводства»

Фонд Михаила Прохорова спонсирует издание книги по садоводству в условиях Юга Сибири

Первая леди США выпустила книгу о садоводстве

Журнал “Настоящий хозяин” №4

В Хабаровске пройдут конкурсы на самый удобный скворечник и самое страшное чучело

Floriade 2012: дорогу новейшим технологиям